Драматический |
16+ |
Виктор Трегубов |
23 мая 2024 |
1946 год, послевоенная зимняя Москва. На концерте в Консерватории случайно встречаются двое. Гелена — молодая студентка, приехавшая в СССР из Варшавы, чтобы выучиться на певицу. И Виктор — тоже студент, недавно вернувшийся с войны. Между ними — такими разными — сразу возникает искра интереса, постепенно перерастающая в любовь, которую им суждено будет пронести через года.
Какими мы видим героев?
Геля (Дарья Авратинская) — девушка с достоинством и, безусловно, смелая. Ведь она не побоялась для осуществления своей мечты стать певицей переехать в незнакомую страну и выучить русский язык. А еще она сирота, и за всей внешней уверенностью проглядывается её ранимость и потребность в нежности и заботе.
Со слов Виктора (Александр Зарядин) мы узнаём, что он учится на винодела и его дело ему искренне интересно. Как все студенты, он беден как церковная мышь, но готов разгружать вагоны, чтобы заработать любимой девушке на желанные туфельки.
Герои хотят быть вместе, Виктор делает предложение выйти за него замуж. Геля же осекает его новостью про указ, запрещающий советским гражданам браки с иностранцами и который вступит в силу 15 февраля 1947 года. Она просит Виктора что-то придумать, но выхода из ситуации, кажется, нет и любовная история обрывается на долгих 10 лет.
Повзрослевшие герои встретятся вновь уже в Варшаве, куда Виктор со своими коллегами приедет в командировку. И станет ясно, что любовь не прошла, хотя оба уже в других браках. И снова им представится шанс изменить сложившиеся обстоятельства, и снова за пронзившей обоих встречей последует расставание. Виктор признаётся: «Так сложилась жизнь. А жизни надо смотреть в лицо. И если я стараюсь сейчас не заорать, это не значит, что мне это просто».
Пройдёт ещё 10 лет. Успешная певица Гелена с гастролями в Москве, Виктор, уже доктор наук, — на её концерте в первом ряду. После концерта в гримёрке происходит встреча. Успех в профессиональной жизни не принёс героям личного счастья, их семьи распались. А на смену тем трогательным нежным чувствам, пережитым в молодости, пришли усталость и в чём-то даже обречённость. Любовь теплилась в их сердцах все эти двадцать лет, но так и не смогла осуществиться и принести героям настоящую радость и счастье.
Драматург Леонид Зорин в своей пьесе поднял сложный вопрос о том, как, с одной стороны, государство своим правовым катком может проехаться по судьбам людей, а, с другой, как люди сами под влиянием уже собственных обстоятельств готовы отступить от мечты всей жизни. Каждый из нас делает выбор, от которого может зависеть дальнейшая жизнь, и несёт ответственность за принятые решения. Иногда эта ноша меняет людей необратимо.
Актёрам, как мне показалось, удалось в полной мере передать всю гамму сложных эмоций — от нежной и окрыляющей влюбленности до отчаяния в середине и какого-то смиренного принятия привычного положения дел в финале. Мой итог: «Варшавская мелодия» — очень пронзительная история, которая заставит вас вместе с героями мучительно искать ответ на вопрос, где именно во фразе «любить нельзя расстаться» всё-таки правильно поставить запятую. Я этот ответ для себя нашла.