Герои спектакля Кирилла Серебренникова по мотивам прозы Захара Прилепина, поставленного на «Платформе», — парни, чье детство совпало с развалом СССР, а взросление пришлось на бандитские 90-е. В нулевые они выходят на площадь биться за справедливость. В них кипит бешеная энергия. С ними все происходит в первый раз — любовь, предательство, смерть. Они пытаются отвоевать свое место в жизни. Спектакль стал первым большим х итом «Седьмой студии»: его играли в немецком «Шаубюне», он получил «Золотую маску» (первый в истории премии студенческий спектакль-лауреат) и вошел в репертуар «Гоголь-центра», которому тоже в своем роде приходится вести войну.
Драматический |
18+ |
Кирилл Серебренников |
2 часа, без антракта |
«Революция!», «Революция!» — митинг радикалов из «Союза созидающих» начинается с шепота, но в считанные секунды из искры разгорается пламя, и шепот превращается в рокочущую волну: «Президента — топить в Волге!». Юные бунтари, не жалея голосовых связок и мускулов, разрывают кордоны спецназовцев в космошлемах. Резиновые дубинки «космонавтов» быстро расправляются с несанкционированным сборищем, но один из митингующих, Гриша Жилин, избегает ареста – чтобы позволить нам стать свидетелями своей короткой жизни и бессмысленно геройской смерти.
Во время работы над «Отморозками» артисты, студенты мастерской Кирилла Серебренникова, интервьюировали представителей всех молодежных движений, от прокремлевских «Наших» до нацболов. Но сказать, что спектакль по пьесе Серебренникова и Захара Прилепина — о призраке революции, бродящем по планете и домчавшем до наших границ, — почти ничего не сказать. Это часть эпического высказывания Серебренникова о родной стране: у него и Салтыков-Щедрин с братьями Пресняковыми, и старая комедия Островского, и новый роман Дубовицкого трансформируются в образные и математически выверенные спектакли, в которых, как в препарированном часовом механизме, видны все винтики-шпунтики, приводящие Россию в движение. И поэтому в «Отморозках» возникает, казалось бы, неинсценируемая сцена жутких русских похорон из романа «Санькя», а перебранка двух взрослых соседей Жилина по больничной палате становится смешной и вневременной метафорой «искусства диалога» в России. Здесь металл решетки ментовского заграждения оборачивается металлом больничной койки — Серебренников еще и отменный сценограф, создающий уйму емких образов из аскетичного набора предметов. Достаточного, впрочем, для того, чтобы целая вселенная возникла на любой площадке — спектакль играли и в безрамерных мхатовских мастерских, и в сжатом пространстве студии берлинского «Шаубюне», в эти две недели он будет идти на «Винзаводе», в комплекте с другими спектаклями Мастерской Кирилла Серебренникова в Школе-студии МХАТ.
Но это еще и спектакль о юности; «отморозок» здесь – синоним «подростка»; прямой рифмой к театральному тексту становятся слова из «Юности» Муджуса: «Каждый день в огне / Вены бирюза / Молнии из глаз / Вечная весна». И из-за витальной ювенильной энергии страшное, по сути, произведение не выглядит гнетущим.
«Отморозки» во многом родились из этюдов, сочиненных самим студентами: норвежец Харальд Розенстрем с дьявольской убедительностью вжился в эпизодическую роль затравленного и демонстрантами, и начальством омоновца, обращающегося к зрителям с вопросом: «Есть работа?». Cцену прощания школьника Позика с уходящим на заведомо гибельное дело старшим братом придумал Александр Горчилин. Циничный монолог «белого воротничка», этакого Молчалина XXI века, вырос из студенческого скетча Филиппа Авдеева. И лимонами у больничной койки покалеченного эфэсбэшниками Жилина актриса Александра Ревенко жонглировала еще на учебных показах. Жаль, здесь невозможно перечислить всех «отморозков». Не выбрасывайте программку, запоминайте имена: за ними будущее.