Русский разведчик в Англии должен втереться в доверие к американцам, чтобы вычислить крота, сливающего секретную информацию. Фильм по мемуарам советского агента Михаила Любимова, события которых перенесены режиссером «Собачьего сердца» и «Мастера и Маргариты» Владимиром Бортко в 2011 год.
Детектив, Триллер, Драма |
16+ |
Владимир Бортко |
28 августа 2015 |
8 октября 2015 |
1 час 45 минут |
Об "идейном герое" замолвите слово...
Со времён, "Подвига разведчика" и "Щита и меча" идея раскрытия личности советского, а позже российского, разведчика-нелегала, как интеллектуального сверхчеловека, служащего красиво и бескорыстно идее процветания Родины, захватила умы и бюджеты советского/российского кинематографа. Под водительством Юлиана Семёнова, на средства и посредством КГБ был создан практический эталон стиля, в виде мини-сериала "Семнадцать мгновений весны", в котором главный герой, блестяще исполненный Тихоновым, стал не только идеалом интеллектуала, но и, по меткому замечанию одного кинокритика, новым образом секс-символа в монашествующем обличии...
Однако советская идеология ушла вместе с "империей Зла", а с ней в Лету канули Холодная война и войны Плаща и Кинжала. Произошла, сначала девальвация, а затем полное разрушение идеологии страны, а которую стоит бороться, пришла новая эпоха, в которой интеллект продаётся гораздо хуже мускулов и обнаженных форм. В новых шпионских боевиках побеждает тот, кто точнее стреляет и быстрее соблазняет...
Появление фильма Бортко, который переложил на современный лад, историю написанную про времена Холодной войны, вероятно можно объяснить запросом публики на разведчика героя нового времени. Героя более живого, непохожего на сверхчеловека советского времени, рефлексирующего, поверженного порокам и страстям, пытающегося найти себя в служении государству, которое не очень-то хорошо решает его бытовые проблемы и имеет сложности с собственной идеологией. Действительно сложно найти в себе мотивацию сражаться за страну, где элита более всего желает найти себя в странах-противниках...
Создание такого образа получается сверхсложной задачей, не только потому, что придётся конкурировать с работой Лиозновой и её Штирлицем, но и потому необходимо создать образ героя несуществующей идеологии, но удовлетворяющего современному клиповому восприятию. Вообще Бортко всегда уделял огромное значение внешнему антуражу и фактуре. Вероятно последним и был обусловлен выбор Андрея Чернышова на главную роль, выбор скорее компромиссный, чем профессиональный. До уровня Тихонова, конечно, далеко как до неба, но Любшина, скорее всего переиграть удалось. Думается, что взять для большей артистической убедительности целого ряда узнаваемых и вполне мастеровитых исполнителей - хорошая идея!
Бондарчук и Спиваковский, а также старики МакДауэлл и Джигарханян как могли старались дотянуть актерскую составляющую проекта до приличного уровня. Марина Александрова и Кристина Бродская старались собой украсить действо. Также нужно отметить, что стилистика, локации и визуальный ряд, спасибо продюсерам, был на высоте. Да и музыка Игоря Крутого каши не портила, хотя и шедевром однозначно не являлась.
Вообщем, как и в "Мастере и Маргарите", у режиссера и его команды, получился вполне добротный ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ фильм, сделанный честно, но без изысков драматургии и серьёзной актёрской игры. Такой хорошо смотреть дома на диване под пивасик...
В итоге нужно ставить "удовлетворительно", но за привлечение серьёзной натуры, иноземных актёров и вполне приличный английский большинства исполнителей ставлю "хорошо".
Этот уж очень ассимитричный ответ Джону Ле Карре выглядит нелепо и смешно, особенно в декорациях международной арены. Бортко - хороший телевизионный режисер, может даже просто режиссер хороший, но все остальное ниже плинтуса - приевшиеся телеактеры, музыка Крутого из девяностых, невнятный и некачественный сценарий, русские, играющие американцев, флэшбеки из российской жизни героя, от которых и самый идейный разведчик побежит в ЦРУ и МИ-6. В результате - крутая история, основанная на реальных событиях превращается в предсказуемый теле-шлак, достойный стоять рядом с такими шоу, как "Кривое зеркало" и "Вести-недели". Не тратьте время даже на просмотр дома, пересмотрите "17 мгновений весны".
Повесть "и ад следовал за ним..." Михаила Любимова, конечно, вкуснее и атмосфернее. Допускаю, что будь этот фильм четырехсерйным, он был бы лучше. Но и так, для российского кино -это очевидный прорыв и совершенно другой уровень в ответственнейшем деле изготовления шпионских кинодетективов. Причем, сценарий перенес действие повести в нашу современность и концовка в фильме сделана более жесткой. Реалистично ли получилось, не знаю, но посмотрел с большим удовольствием.
Отличная работа гениального режиссёра. Актёры сработали отлично, каждый был на своём месте. Задумка интересная, ведь действие происходит в наше время, а ведь времена меняются, люди теперь другие. Считаю задумку режиссёра удавшейся, фильму ставлю отлично