«Рома» у Альфонсо Куарона («И твою маму тоже», «Дитя человеческое») это не Рим, а район в Мехико, где живет средний класс. Однако, как и в Древнем Риме, тут тоже есть свои патриции (зажиточные семьи), плебеи (прислуга) и варвары (революционеры). Повествование в фильме ведется от лица прислуги: заглядывающейся на небо служанки Клео (Ялица Апарасио), названной, разумеется, так неспроста. Ее имя отсылает к одной древнегреческой музе, а образ — к близкой сердцу няне Куарона. Клео предстоит неудачно забеременеть, попасть в жернова истории (см. резню в Корпус-Кристи), потерять нежеланного ребенка, а затем благодаря отважному поступку — вознестись. Как это часто бывает у Куарона, одно из ключевых событий произойдет на морском пляже. Режиссеру нравятся метафора очищающей воды, однако в «Роме» он устраивает нам настоящие плавание по волнам своей памяти. После технологически безупречной «Гравитации» Куарон взял камеру из рук лучшего оператора мира Эммануэля Любецки, чтобы заново перепридумать язык кино, как искусства консервировать время. Его «Рома» живет, дышит и пульсирует на экране — и за эту жизнь картине можно простить все то, за что принято ругать сенсорный кинематограф: бессюжетность, притупленный конфликт, длинноты. У триумфатора Венецианского фестиваля (и первого фильма Netflix, взявшему «Оскар» за «Лучший иностранный фильм») свои отношения со временем, в которые совершенно не хочется влезать.
Самый известный греческий режиссер наших дней Йоргос Лантимос снимает уже третий англоязычный фильм — после восторженно принятой антиутопии «Лобстер» и современной античной трагедии «Убить священного оленя», которую многие не поняли. «Фаворитка» увезла из Венеции приз за лучшую женскую роль (Оливия Колман), что и неудивительно: это безжалостная, как умеет Лантимос, история про дворцовые интриги, разыгранная тремя яркими артистками (Оливия Колман, Эмма Стоун и Рейчел Вайс).
В галерее кинокомиксовых персонажей «Марвел» не хватало только Черной Пантеры — и вот гештальт закрыт. Фильм про вакандийского супергероя поставил режиссер «Станции «Фрутвейл» и «Крид: Наследие Рокки» Райан Куглер, а сыграл его Чедвик Боузман. По сюжету его персонаж, наследный принц Т’Чалла, после смерти отца возвращается на родину, где оказывается в кольце врагов (среди которых Майкл Б.Джордан и Энди Серкис). Помогают Черной Пантере член объединенного антитеррористического центра Эверетт Росс (Мартин Фриман) и королевская гвардия Ваканды, состоящая из женщин. Не столько супергеройский боевик, сколько геополитический триллер в духе бондианы — кинокритики уже поспешили назвать «Черную Пантеру» лучшим фильмом «Марвел».
Начало 1960-х. Гениальный черный пианист доктор Дон Ширли (Махершала Али) решает бросить себе вызов и устраивает турне по расистским южным штатам. В качестве водителя он нанимает Тони Валлелонгу (Вигго Мортенсен) — прямолинейного итальянца, чье прозвище Болтун ему более чем подходит. Однако при всем своем напускном расизме и плебейских замашках Тони гораздо сложнее, чем кажется. Серьезный фильм комедиографа Питера Фаррелли (у которого в портфолио есть еще одно незабываемое роуд-муви — «Тупой и еще тупее») сделан по лекалам лирических фильмов Джона Хьюза — и от того производит такое сногсшибательное впечатление. Это непошлый броманс, в котором есть где развернуться и Мортенсену, и Али. Один играет необразованного, но неглупого мужлана. Персонаж другого соткан из вполне понятных неврозов — он не чувствует себя своим ни среди черных, ни среди белых. Но это кино не про расслоение, а про дружбу — а точнее, про то, что настоящая дружба изживает все, в том числе и расизм. Три премии «Оскар», включая награду за «Лучший фильм».
Байопик про легендарную группу Queen и ее обжигающего фронтмена Фредди Меркьюри (Рами Малек), венцом совместного творчества которых стал концерт «Live Aid» на стадионе «Уэмбли». Даже удивительно, что, несмотря на чехарду с режиссерами (студия отстранила Брайана Сингера от съемок из-за его отсутствия на площадки), из этого «коллективного письма из Простоквашино» получилось хитро устроенное кино. И хотя по жанру это музыкальный байопик, на самом деле — новозаветная семейная драма. У героя Рами Малека три семьи — родители, любимая девушка и группа. Однако везде он чувствует себя чужим. От своих корней он отрекается, когда берет сценический псевдоним Меркьюри. С девушкой расстается, когда осознает собственную гомосексуальность. С группой — когда решает уйти в сольное творчество (а на самом деле завести собственную семью). То есть еще петух не пропел (важное, кстати, для фильма животное, учитывая, что Queen записывают «Богемскую рапсодию» на ферме), как Фредди, словно апостол Петр, трижды отрекся от близких ему людей, потому что его соблазнил усатый искуситель. Далее осознавшему свою ошибку фронтмену Queen остается только одно: раскаяться и покаяться, что он, собственно, и делает. Но есть нюанс: поскольку за грехи так или иначе приходится платить, у этой истории не может быть стопроцентного хеппи-энда. Фредди настигает расплата. Согласно концепции фильма, эта расплата — СПИД. Но теперь Меркьюри готов встретить его с высоко поднятой головой, потому что ему-таки удалось найти приличного усатого мужчину и завести семью. В итоге все эти религиозные референсы делают кино настоящей библией Queen.
Кантри-музыкант Джексон Мейн (Брэдли Купер) теряет былую популярность и ищет спасения на дне бутылки. Однажды в баре он встречает певицу Элли (Леди Гага), которая снова вдохновляет его на творчество. Они влюбляются друг в друга, начинают вместе писать песни и выступать — но музыканту становится все сложнее воспринимать растущую популярность его подруги. Режиссерский дебют Брэдли Купера — ремейк классического мюзикла 1937 года. От ремейков 1954 и 1976 годов (в последнем сыграла Барбра Стрейзанд) его отличает подход: в прошлых версиях речь шла не о певице, а о молодой актрисе и спившемся актере.
Афроамериканский полицейский Рон Сталлворт (Джон Дэвид Вашингтон) в беспокойные и расистские 70-е идет ва-банк и по телефону записывается в местное отделение ку-клукс-клана, чтобы предотвратить убийства черных активистов. В этом ему помогает напарник-новичок Флип Циммерман (Адам Драйвер), который изображает Сталлворта при личных встречах с клановцами — и даже вступает в их орден, будучи евреем. Как это часто бывает у ветерана «черного кино» Спайка Ли, жесткая антирасистская сатира и едкие шуточки соседствуют с серьезной проблематикой. К этому обязывает и материал — в основу сценария легли мемуары Сталлворта. В итоге получилось мощное и безапелляционное высказывание, которое удостоилось в Каннах шестиминутной овации.
Режиссер «Игры на понижение» продолжает выступать в жанре «солидный фильм на «Оскар» и снял байопик про Дика Чейни с целой армией известных артистов — от Кристиана Бейла и Эми Адамс до Стива Кэрелла и Сэма Рокуэлла в роли Джорджа Буша-младшего. Вместо припадочного монтажа и пояснительных вставок в этот раз, видимо, будет очень много пластического грима.
Влюбленные друг в др уга парень и девушка разделены тюремной решеткой: его отправляют в камеру за несовершенное изнасилование, ей нужно не только сражаться за правосудие, но еще и не терять надежды в несправедливом процессе. Зачатый ребенок, скорее всего, вырастет без отца — и две семьи из разных миров помогают молодым людям принять судьбу и бороться за себя. Отдельно надо сказать и про операторскую работу — такие нью-йорские 1970-е вы еще не видели: ничего похожего на Новый Голливуд или виды Гарлема в блэксплуатейшен-фильмах.
Нью-Йорк, 1991 год. Писательница Ли Израэль (Мелисса МакКарти), автор биографий знаменитостей — Кэтрин Хепберн, Таллулы Бэнкхед и Эсте Лаудер — теряет постоянную работу в нью-йоркской редакции из-за взрывного характера. Она пытается возродить карьеру писательницы, но, понимая, что выпала из обоймы, начинает проводить все больше и больше времени в баре, где и заводит дружбу с эксцентричным и не менее безработным Джеком (Ричард Э.Грант). Чтобы оставаться на плаву, заработать деньги на лечение коту и оплату квартиры, Ли решает продать букинисту оригинал письма Кэтрин Хепберн за $200. Заметив спрос на подобные «реликвии», она все больше погружается в криминал. В итоге писательница украла, подделала и скопировала около 400 писем от Эрнеста Хемингуэя, Дороти Паркер и др. Фильм основан на мемуарах самой Израэль, но примечателен прежде всего игрой МакКарти, которая доказывает, что лучшие драматические актеры получаются из комиков: ее героиня неприятна, но именно этим и располагает к себе.
1950-е, интеллигентный дирижер Виктор (Томаш Кот) собирает по польским деревням народные песни и исполнительниц. Среди голосистых дам он примечает простую девушку Зулу (Йоанна Кулиг), с которой у них закручивается запутанный роман, осложняемый политическими и эстетическими обстоятельствами. Выразительная и изящная мелодрама Павла Павликовского, прославившегося блестящей «Идой» («Оскар» за «Лучший иностранный фильм»), с одной стороны, сложена из стереотипов о мужском и женском, с другой — удачно вписывает незамысловатый сюжет в сложные исторические обстоятельства. В сумме получилось достаточно пронзительное кино про любовь во время идеологической чумы, которое заслуженно увезло из Канн приз за лучшую режиссуру.
Плодовитый режиссер Хирокадзу Корээда («Третье убийство») решил снять картину о мелких кражах, к оторые приводят к раскрытию более значимых семейных секретов. Его герои — Осаму с сыном — совершают небольшое магазинное воровство (это дело у них в привычке) и случайно находят замерзшую маленькую девочку. Осаму забирает девочку в свою семью, хотя его жена не сразу соглашается. Этот случай становится роковым, и счастливая семейная жизнь начинает трещать по швам. «Золотая пальмовая ветвь» Каннского фестиваля 2018 года.